Рынок оказания услуг и реализации товаров настолько широк и разнообразен, что ни одна из существующих информационных систем не может полностью покрыть потребности среднестатистического предприятия.

В любой организации, как правило, функционирует несколько многопользовательских систем, а в крупных компаниях речь идет о десятках различных систем. Системы взаимодействуют между собой, получая информацию друг от друга и образуя единое информационное пространство под названием Информационная система предприятия.

В то же время редко встретишь предприятие, в котором существует классическая «единая точка входа» в информационную систему и отсутствует двойной ввод данных. Причина тому – отсутствие продуманного и настроенного взаимодействия (интеграции) между отдельными информационными системами. Выделим основные проблемы отсутствия в организации интеграции:

  • наличие «двойного» (повторного) ввода данных;
  • проведение периодических сверок и корректировок между информационными системами;
  • привлечение значительных ресурсов для формирования сводной отчетности по предприятию;
  • длительные сроки и, как следствие, высокая стоимость в том числе ежедневных операций с использованием информационных систем.

Задачи интеграции

Выделим задачи, решаемые путем интеграции приложений:

  • снижение стоимости эксплуатации приложений в организации;
  • ускорение выполнения типовых задач. При этом назначаются реальные и исполнимые сроки;
  • формализация процессов предприятия том числе информационных процессов), тем самым повышение общего качества используемых данных;
  • обеспечение автоматизированного контроля исполнения бизнес-процессов предприятия.

Оставим «за кадром» вопросы управления процессом внедрения интеграционного проекта на предприятии. Отметим лишь то, что отсутствие среди кураторов проекта работника, которому подотчетны все задействованные в проекте подразделения, чаще всего ведет к провалу проекта.

Способы организации взаимодействия приложений

Для обеспечения взаимодействия программных продуктов используют:

  • обмен файлами,
  • общую базу данных,
  • удаленный вызов процедур;
  • асинхронный обмен сообщениями.

 

Для обмена файлами чаще всего используют формат. CSV. Однако, при необходимости осуществления обмена сложными иерархическими структурами данных такой способ уже неудобен.

Использование общей базы данных также имеет свои недостатки: структура данных первоначально должна быть архитектурно продумана очень глубоко, что в реальной жизни никогда не случается. В дальнейшем этот недостаток ведет к сложности модификаций отдельных информационных систем, т.к. модификация одной системы «тянет» за собой необходимость внесения изменений и в другие.

В силу исторического возникновения метода удалённого вызова процедур для создания распределенных систем применимость его может быть только при участии человека в процедуре обмена.

Асинхронный обмен сообщениями – это специализированный метод для реализации обмена данными. Не смотря на дороговизну готовых приложений, на рынке можно найти бесплатные приложения, предназначенные для настройки и выполнения синхронизации, но также требующие поддержки, обучения и написания дополнительных адаптеров. Асинхронный обмен сообщениями – это механизм гарантированной доставки на основе очередей сообщений.

Архитектура решений

Есть два основных подхода к организации маршрутов взаимодействия интегрируемых систем:

  • прямое взаимодействие интегрированных систем;
  • взаимодействие через центральный узел (хаб).

 

Первый способ наиболее часто встречается на практике в силу своей доступности и приемлемости по цене. В этом способе интегрированные системы взаимодействуют напрямую. Преимущество подхода — простота, отсутствие необходимости в специализированном программном обеспечении. Однако, обилие интеграционных связей требует от сотрудников ИТ предприятия огромного внимания и концентрации.

Второй способ имеет гораздо более высокую стоимость и требует дополнительной программно-аппаратной реализации. Введение промежуточного звена (хаба) сокращает число связей между приложениями. Выстроенная система интеграции становится более гибкой и дешевой в эксплуатации.

На чем остановиться?

Выбор того или иного способа интеграции определяется конкретным составом программно-аппаратных решений в организации, которые необходимо заставить работать совместно. Для правильного выбора необходимо определить перечень систем, нуждающихся в интеграции, документировать возможные протоколы взаимодействия, требования к объему, оперативности и времени обмена данными. Не стоит приступать к проекту интеграции, не понимая всего «масштаба бедствия» (объема передаваемых данных), состава задействованных систем и ресурсов.